zakaz@tezro.ru
+7 (812) 628-1-627

КАТАЛОГ

Списание спецодежды при увольнении

В данной статье мы рассмотрим нормы и сроки списания спецодежды. Также вы сможете скачать акт списания спецодежды.

Популярные разделы:

Как происходит списание спецодежды? Спецодежда является разновидностью средств индивидуальной защиты. К спецодежде, в общем случае, относятся не только защитные костюмы, комбинезоны, жилеты и полушубки. К ней также относят и специальную обувь, рукавицы и перчатки для  защиты кожи рук, каски и т.п., которые необходимы работникам, занимающимся своим делом в условиях потенциальной угрозы для здоровья, а также в крайних случаях и жизни.Определение сроков службы спецодежды является одной из важных составных частей правил техники безопасности и охраны труда. По окончанию пользования спецодежда может быть списана. Руководящим является нормативный документ Минфина № 135н, на основании его и происходит списывание.

Нормы и сроки списания спецодежды

Процесс по списанию спецодежды происходит в определенном порядке. Вначале проводится инвентаризация защитных комплектов, здесь сверяется фактическое наличие и документальное, фактическое и нормативное время эксплуатации. Затем производится оценка качества спецодежды и определяется возможность дальнейшего его использования, а также возможность использования отходов после списания.По итогам инвентаризации разрабатывается Акт на списание. Его подписывают все члены комиссии, который впоследствии утверждает руководитель предприятия.  Списывают спецодежду по установленным нормам. Расчет этих норм производится по Правилам Минсоцразвития № 290н, которые регулируют этот вопрос на межотраслевом уровне. Согласно этому документу применяются следующие нормы выдачи: типовые, отраслевые и принятые в организации по решению руководителя.Руководство предприятия может устанавливать увеличенные нормы выдачи и списания спецодежды, но в каждом конкретном случае они должны быть обоснованы.

Акт списания спецодежды

Как всякие хозяйственные операции, списание одежды требует документального первичного оформленного документа. Не существует обязательной формы акта на списание учрежденного законодательно. Для этих актов обычно используются готовые унифицированные формы, существующие на данном предприятии.В общем случае Акт на списание может содержать следующее:
  • номер и дату документа (Акта);
  • наименование, а также номенклатурный номер спецодежды;
  • количество комплектов, единицу измерения;
  • даты начала эксплуатации и списания;
  • указывается причина списания;
  • длительность использования;
  • стоимость списываемой спецодежды.
В Акте списания необходимо предусмотреть место для подписей членов комиссии, ее председателя. Указываются ФИО членов комиссии и их должности. Также могут быть и другие сведения, которые необходимы для учета (счет БУ, на котором находился списываемый комплект, проводка его списания и др.). Желательно отражать в Акте процент износа спецодежды.В случае списания спецодежды в результате порчи, необходимо предусмотреть расчет стоимости и удержания ее с виновного сотрудника. Возможен расчет в свободной форме. В Акте при необходимости можно указать об оприходовании списанной спецодежды и номер документа, по которому используемые отходы сдавались на склад. Или вносится пометка об уничтожении списанной спецодежды.

Действия при увольнении сотрудника

Индивидуальная спецодежда в обязательном порядке выдается каждому сотруднику предприятия, если его деятельность подразумевает возможность вредного воздействия. Список необходимых СИЗ, униформы и аксессуаров составляется согласно отраслевым нормам, регулирующим данную деятельность. Также по истечении срока службы производится списание спецодежды [скачать] с соблюдением необходимых особенностей. При закупке и утилизации спецодежды необходимо учитывать, что разрешено эксплуатировать только сертифицированные комплекты.

Как происходит списание спецодежды при увольнении?

С точки зрения документооборота, униформа и СИЗ являются расходными материалами. Их оборот происходит по простой схеме, которая может иметь свои особенности, в зависимости от специфики предприятия:
  • поступление на складские площади;
  • передача сотрудникам;
  • обратный прием элементов, пригодных к эксплуатации;
  • списание комплектов, утративших эксплуатационные качества.
Каждая операция, связанная с униформой или защитными средствами, в обязательном порядке должна сопровождаться составлением соответствующего акта. Бесконтрольная выдача и прием часто становится причиной путаницы и повышения расходов. Форма письменного документа является свободной и может быть составлена на основании типовых документов предприятия. Как показывает практика, минимальным набором сведений, имеющихся в бланке, должны быть:
  • почтовый адрес компании, которая производит передачу и прием спецодежды;
  • условия, на которых осуществляется передача ценностей;
  • количество комплектов, которые передаются;
  • основные характеристики каждого аксессуара;
  • фамилии и должности всех, кто участвовал в процессе оформления.
Данные сведения позволят в нужный момент вспомнить все важные моменты и легко произвести необходимые подсчеты. Следует помнить, что спецодежда после передачи сотрудникам по-прежнему остается на балансе предприятия и является его собственностью. При желании работник может оставить комплект себе, что повлечет вычет из заработной платы его остаточной стоимости. Еще одним важным моментом является тот факт, что затраты на спецодежду исключаются из общей прибыли, что позволяет вывести их из налогообложения.

Для чего производить списание спецодежды ?

Своевременный учет и списание спецодежды позволяет:
  • прозрачно вести бухгалтерский учет и рассчитывать налоговые отчисления. Корректность налоговых расчетов делает деятельность компании транспорентной с точки зрения действующего законодательства. 
  • Обеспечить безопасность труда ваших работников, сделать производственный процесс более комфортным и максимально производительным. 
В конченом счете, своевременное обновление спецодежды положительно скажется на деятельности компании в целом.

Как и для чего производится утилизация спецодежды

При эксплуатации спецодежда подвергается, в зависимости от отрасли применения, воздействию различных химических веществ, пыли, нефти и нефтепродуктов и многих других загрязняющих веществ, которые впитывает ткань спецодежды.Нужная ли утилизация спецодежды после увольнения ?Рабочая одежда обладает определенным сроком годности. Со временем спецодежда теряет свой опрятный вид и свои защитные функции, направленные на защиту рабочего человека. Многие загрязнения невозможно удалить, даже применяя прогрессивные профессиональные моющие и чистящие вещества. Все это приводит к необходимости утилизации спецодежды.

Особенности утилизации спецодежды

Срок эксплуатации специальной одежды заканчивается и ее необходимо утилизировать. На многих предприятиях возникает вопрос о том, как практически произвести правильно утилизацию спецодежды. При решении этого вопроса необходимо учитывать следующие аспекты:
  1. Во-первых – это документальный момент. Бухгалтерские акты и другие отчетные бумаги по спецодежде (получение, хранение, выдача и списание) необходимо грамотно оформить, чтобы у проверяющих организаций не возникло претензий.
  2. Во-вторых – это чисто физические вопросы. Необходимо решить, как практически произвести утилизацию спецодежды, что для этого надо.
А почему спецодежду нельзя просто выбросить на свалку? Оказывается нельзя по следующей причине.При эксплуатации спецодежда вбирает, впитывает и накапливает в себе многие вредные вещества, которые со временем вместе с рабочей одеждой становятся реальной угрозой как для людей, так и для окружающей среды. Поэтому необходима утилизация специальной одежды, причем необходимо выбрать такой способ, который минимизирует ущерб окружающей среде.В общем случае правила утилизации спецодежды предписывают проведение этой операции исключительно на специальных заводах предназначенных именно для утилизации. Но, есть и исключение из этого правила. Если одежда рабочая не содержит синтетических, а также опасных материалов, то ее разрешается сжечь.

Как определить время утилизации

Решить время утилизации спецодежды можно по двум причинам:
  1. Вышел срок эксплуатации изделия.
  2. При принятии решения внутренней инвентаризационной комиссией о списании спецодежды в виду ее повреждений или износа.
В любом из двух этих случаев, утилизация специальной одежды, которая была в эксплуатации, требует правильного оформления соответствующих актов, а также физической ликвидации компонентов одежды.Таким образом, процесс утилизации спецодежды представляет собой сложную процедуру. Он может вызвать много вопросов на предприятии, которые до этого не занимались утилизацией спецодежды.   

Смотреть оригинал документа в ПДФ (PDF)

Вас могут заинтересовать следующие товары: