Карточка спецодежды

Спецодежда или средства индивидуальной защиты, т.е. СИЗ, выдаются работникам предприятий, которые выполняют трудовые обязанности в условиях, отличающихся повышенной опасностью и вредностью для здоровья. Согласно статье 221 ТК РФ к спецодежде относятся одежда для тела, средства защиты органов дыхательной системы (противогаз/респиратор), глаз (защитные очки/маски) и пр.

Работника обязан обеспечить спецодеждой работодатель, придерживаясь требований нормативных документов в части соблюдения сроков износа, а также обязанностей по ремонту, стирке и  замене СИЗ. Работодатель на законодательном уровне обязан обеспечивать работников защитным инвентарем, ведя учет спецодежды в именной карточке

Бланк личной карточки спеодежды – как заполнять

За корректное и своевременное ведение бланка выдачи спецодежды отвечает работодатель. Данный процесс регламентируется Приказом Минздравсоцразвития от 01 июня 2009 № 290 н. При проведении плановых и внеплановых проверок на предприятии данный бланк имеет право проверить представитель Инспекции по охране труда.  При расследовании производственных травм и несчастных случаев первыми проверяются именно карточки спецодежды, поэтому их грамотное и ответственное заполнение в интересах работодателя. Бланки карточки выдачи спецодежды подлежат бухгалтерскому и налоговому учету.

Карточка выдачи спецодежды имеет типовую форму и требует стандартного заполнения. На лицевой части указываются персональные данные работника:

  • Фамилия, имя и отчество полностью в прописном формате;
  • Дата трудоустройства;
  • Структурное подразделение предприятия;
  • Табельный номер;
  • Специальность.

В отдельной таблице указывают параметры работника для приобретения и выдачи СИЗ нужного размера – рост, длина стопы для определения размера обуви, объем головы с указанием размера головного убора. Также в бланке указываются размер противогаза, респиратора и защитной маски/очков, которые должны выдаваться работнику.

Заполнение оборотной стороны карточки учета спецодежды

На оборотной стороне размещена таблица, содержащая сведения об использовании СИЗ данным конкретным работником. Лучше всего заполнять карточку выдачи спецодежды по образцу, потому как для разных типовых отраслевых предприятий разработаны специальные нормы износа, замены и ухода СИЗ. Различаются нормативы для сельскохозяйственных, транспортных, металлургических и прочих предприятий. На каждую единицу средства спецзащиты должна быть нанесена маркировка о сертификации – данные сведения вносятся в соответствующие колонки и строки таблицы выданных СИЗ.

По таблице учета средств защиты легко отследить, чем пользуется конкретный сотрудник и как часто у него происходит обновление каждой единицы одежды, обуви или защитного инвентаря.

Личная карточка выдачи спецодежды контролируется и подписывается ответственным лицом за охрану труда на предприятии — начальником структурного подразделения, инженером или директором.

«Дежурные» бланки карточки выдачи спецодежды

В случае если применение СИЗ требуется иногда, от случая к случаю, нет необходимости закреплять каждую конкретную единицу спецодежды за персональным сотрудником. Достаточно завести «дежурный» бланк, куда будет вписываться вся информация о выдаче спецсредств сотрудникам, заступившим на дежурство или внепланово вызванных на место аварии.

Ведутся и хранятся личные карточки спецодежды в бланках бумажного формата. При увольнении, переходе в другое подразделение, не требующее использования средств защиты, или износе изделия сдаются работником в отдел учета, что сразу же должно фиксироваться в карте выдачи спецсредств. Хранятся данные документы до 31 декабря  года, следующего за годом сдачи СИЗ.