Браковка строп: текстильных, канатных, стальных

Чтобы иметь возможность эксплуатировать стропы как приспособление для страховки при высотных работах, ленты должны быть проверены на соответствие правовым нормам правил безопасности. Все ИТР, что являются ответственными за такой тип работ, перед началом работы обязаны провести осмотр используемых инструментов, исключением являются те стропы, которые очень редко используются в работе. Проверка должна осуществляться за 10 дней до начала использования строп, а редко используемые можно просто осмотреть перед выдачей для обнаружения браковки текстильных стропов.

Что проверяется при выбраковке текстильных строп ?

Во время осмотра специалист должен уделить внимание следующим нормам и правилам браковки текстильных стропов, при которых использование текстильных строп запрещено:

  1. Проверка клейма на стропе – если сведения на бирке невозможно прочитать, то этот инструмент считается испорченным и текстильные стропы такого типа подлежат браковке;
  2. Тест узлов несущих частей элементов на прочность;
  3. Отсутствуют ли поперечные разрезы или повреждения ленты (для продольных порезов граница длины составляет 10% от общей длины ленты, в случае единичных разрезов длина не может превышать 50 мм);
  4. Присутствует ли расслоения лент стропа – при наличии мест заделки общей суммой полметра в одной части стропа стропы считаются бракованными;
  5. Был ли инструмент поврежден химическими веществами – при поврежденном участке, превышающим 10% от общей длины стропа производится выбраковка текстильных стропов;
  6. Уровень загрязнения ленты – если обнаружены следы нефти, краски, смолы или других веществ более чем на 50% длины строп, он подлежит замене;
  7. Нет ли расслоений нитей несущих лент стропов.

В каких случаях бракуются текстильные стропы ?

Стропы запрещено ремонтировать в тех случаях, когда были обнаружены дефекты петель, скобок, обойм, карабинов и других фиксирующих элементов строп из металла в последующих размерах:

  • Наличие непоправимых трещин, которые могут привести к деформации деталей или полной неисправности стропов несущих элементов.
  • Металлическая поверхность сильно изношена или же на ней присутствует слишком много вмятин (недопустимо урезание общей рабочей площади);
  • Первоначальный размер детали был изменен больше чем на 3%;
  • Состояние резьбовых соединений не соответствует требованиям и нормам по качественным параметрам.

При хорошем состоянии строп, их можно использовать при статической нагрузке, что превышает указанную максимальную грузоподьемность в 1.25 раза на протяжение 3 минут без вреда для лент.

Браковка стальных строп

Регулярная проверка стальных канатов производится согласно решению РД 012-97, при этом нужно придерживаться всех норм выявления браковки стальных канатных стропов. Правила являются общими вне зависимости от типа выполняемых работ и функционирующей компании.

Согласно правилам браковки стропов, частота проверки используемых видов инструментов должна проводиться не позже, чем за 10 дней перед началом использования ресурсов. В случаях посменной работы персонал ИТР должен перед началом каждой смены проверять стропы на наличие браков, указывая при этом в письменном виде причины списания строп в качестве бракованного. Осмотр оборудования производится специалистами с помощью дефектоскопа, который позволяет определить, какие стропы подлежат браковке.

Основные правила выбраковки стропов

Проведение обязательного технического осмотра для обнаружения признаков браковки стального стропа разделено на несколько видов в зависимости от важности и срочности процесса:

  1. косвенный осмотр — оценка производится на основе интегральной методики с целью обнаружения угловых и линейных деформаций;
  2. визуальный — для осмотра специалист использует специальные оптические инструменты, а все деформации вносит в таблицу браковки стропов;
  3. инструментальный — наиболее технологический метод, задействующий нужные инструменты для измерения важных параметров стропов.

Положения касательно выбраковки стальных канатов

Немедленная выбраковка стропов из стальных канатов происходит в следующих случаях:

  • слишком высокий уровень износа и сечения внешних проволок — показатель не должен превышать 40% от общей величины каната без учета протяженности самой площадки;
  • уровень сечения был значительно снижен за счет внешнего коррозийного влияния — при уровне износа выше 7% номинального диаметра производится браковка стальных стропов;
  • проволока была оборвана в связи с длительным использованием;
  • прочность и толщина проволоки не соответствует нужным стандартам в отношении к используемому подъемному оборудованию;
  • совпадение направления свивки стальных стропов и самих спиралей продольной канатной оси;

во время визуального анализа были обнаружены недопустимые деформации, заломы и другие повреждения, из-за которых может быть произведена отбраковка стальных стропов.

Браковка канатных строп

Нормативно-правовые акты касательно регулирования правил по охране труда во время высотных работ включает в себя пункт об обязательной и регулярной проверке используемого страховочного оборудования. Канатные стропы должны поддаваться осмотру в течение 10 дней перед началом их использования на обнаружение браков и дефектов. Браковка канатных и цепных стропов производится специалистами с помощью специальных инструментов, однако в случае посменного использования инвентаря ИТР также обязан провести визуальную проверку перед началом смены.

Когда производится браковка стропов из стальных канатов ?

Браковка стропов подлежит определенным нормам и правилам, согласно которым должна проходить процедура осмотра. Браковка стропов из стальных канатов производится в следующих случаях:

  • обнаружены повреждения бирки, что мешает ее использованию;
  • отсутствие паспорта на используемый канатный строп;
  • диаметр каната был значительно уменьшен из-за влияния внешних факторов — граничный показатель составляет 7% и больше;
  • превышено допустимое количество видимых обрывов вдоль всей длины используемого оборудования (детальнее ознакомиться с допустимыми параметрами можно в таблице браковки канатных стропов);
  • сердечник каната был выдавлен наружу или были обнаружены его значительные повреждения;
  • повреждение стропа было вызвано электрическим или тепловым воздействием;
  • обнаружена деформация коуша стропа — в таких случаях необходим срочный ремонт, т.к. данный признак браковки стропов является наиболее опасным;
  • отсутствие предохранительных замков или полная браковка крюков канатных стропов.

Стоит сразу уточнить, что в случае отбраковки канатных стропов категорически запрещается проводить ремонт самостоятельно — этим занимаются специалисты, имеющие на это позволение и лицензию.

Как определить полную неисправность канатных стропов ?

В некоторых случаях ремонт оборудования не представляется возможным, вот несколько из них:

  1. на конструкционных элементах обнаружены значительные трещины и расслоения;
  2. вследствие слишком частого использования площадь поперечного сечения была уменьшена более чем на 10%;
  3. из-за множественных ремонтных работ номинальная форма конструкционных элементов была изменена на 3% или более;
  4. крепления и резьба были повреждены из-за частой эксплуатации — производится срочная выбраковка стальных канатных стропов.
  5. превышен допустимый срок эксплуатации канатного срока — все данные указаны в паспорте оборудования.

Какие стропы нормативно не допускаются к эксплуатации

Стропы – это неотъемлемая часть любой страховочной системы при высотных работах. Страховочные стропы служат надежным элементом защиты при риске падения или срыва, а также для надежной фиксации работника при определенных видах деятельности.

Перед каждым использованием страховочные стропы подлежат обязательной визуальной и тактильной проверке. Необходимо убедиться в их работоспособности и отсутствии любого рода повреждений. Ленты, канаты стропа нужно осмотреть на предмет механических, химических или термических повреждений, проверить на прочность все места соединения стропа с прочими элементами системы страховки. И даже во время непосредственного использования страховочного стропа следует проверять правильность расположения всех страховочных элементов.

Помимо проверки страховочного стропа перед использованием, все они подлежат периодической проверке компетентными лицами во время всего срока хранения. Частота такого рода проверок зависит от условий и интенсивности использования средств защиты, но не должна проводиться реже, чем раз в год.

Техническое освидетельствование строп

Страховочные стропы нельзя использовать, если:

  • средство защиты не прошло периодическую или предэксплуатационную проверку на пригодность;
  • истек срок службы или хранения;
  • средство было задействовано при остановке падения;
  • средство использовалось не по назначению;
  • маркировки, которые должны быть нанесены заводом-изготовителем, отсутствуют, или не читаются;
  • полная история использования данного средства защиты не известна;
  • были попытки проведения ремонта, изменения конструкции или модификации данного средства посторонними лицами;
  • при любых сомнения в целостности защитного стропа.

При выявлении любого из перечисленных недостатков страховочные стропы должны быть списаны и уничтожены.